Содержание
I. Целевой раздел Программы.
1.1. Пояснительная записка ......................................................................................................... 3
1.2. Цели и задачи реализации Программы ................................................................................ 3
1.3. Характеристики особенностей развития детей .................................................................... 3
1.4. Планируемые результаты освоения Программы ................................................................. 3
II. Содержательный раздел Программы.
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлением «Музыкальная
деятельность» ............................................................................................................................... 4
2.2. Формы, способы, методы, средства реализации .................................................................. 7
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик .......... 8
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы .................................................. 8
2.5. Содержание коррекционной работы .................................................................................... 8
2.6. Взаимодействия с семьями воспитанников .......................................................................... 9
III. Организационный раздел Программы.
3.1. Условия реализации программы ........................................................................................ 10
3.2. Особенности организации предметно - пространственной среды .................................... 11
3.3. Материально – технические условия реализации Программы .......................................... 12
Приложение 1.
Комплексно – тематическое планирование ............................................................................. 16
Приложение 2.
Циклограмма деятельности музыкального руководителя ........................................................ 31
2
I. Целевой раздел Программы.
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Музыкальной деятельности» детей 1-3 лет разработана в
соответствии с нормативными правовыми документами: Федеральным государственным
образовательным стандартом (от 17.10.2013г. № 1155), Федеральным законом (от 29.12.2012г.
№ 273) ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН 2.4.1.3648 – 20 от 28.09.2020, в
которых заложены основные принципы дошкольного образования.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников рассчитана
на 2022-2023 учебный год, 33 учебных недели
Программа музыкальной деятельности дошкольников реализуется в 2-х группах
общеразвивающей направленности.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является
компилятивной и составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой/ М., «Мозаика —
синтез» 2014, отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям
детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего
обучения, психологических особенностей дошкольников.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель: создание условий для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и
понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация
самостоятельной творческой деятельности.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления
здоровья детей.
1.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного детства
У дошкольника, при успешном освоении образовательной области «Музыка» развиты
музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной
деятельности детей, а также способности эмоционально воспринимать музыку.
Ранний возраст (с 1,5 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие,
речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые
ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии,
петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и
зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием
сверстников.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы.
Промежуточные результаты освоения рабочей программы формулируются в соответствии
с требованиями, через раскрытие динамики формирования интегративных качеств
воспитанников в каждом возрастной период освоения Программы по всем направлениям
развития детей. (См. образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой раздел «Планируемые промежуточные
результаты освоения Программы» срт.80).
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию
дошкольников следует считать: сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
умение передавать выразительные музыкальные образы; воспринимать и передавать в пении,
движении основные средства выразительности музыкальных произведений; сформированность
двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность),
умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации,
3
проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной
деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок:
- ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального
искусства;
- становления эстетического отношения к окружающему миру;
- формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;
- сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализации самостоятельной творческой деятельности.
Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в
образовательной области « Художественно – эстетическое развитие», направлении « Музыка»
(Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ
№ 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.) При реализации Программы проводится оценка
индивидуального развития детей в музыкальной деятельности. Инструментарием для
диагностики является пособие Ю.А. Афонькиной «Педагогический мониторинг в новом
контексте образовательной деятельности» (изучение индивидуального развития детей).
Результаты фиксируются и позволяют проследить индивидуальную динамику и перспективы
музыкального развития каждого ребёнка. Педагогическая диагностика производится в ходе
наблюдения за активностью детей в спонтанной и специально организованной музыкальной
деятельности. Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих
задач: построение образовательной траектории ребенка, оптимизации работы с группой детей.
Мониторинговые показатели освоения программы.
Гр. «Крохи»
Ребенок узнает знакомые мелодии, проявляет интерес к разным видам музыкальной
деятельности, стремится участвовать в ней, действует под музыку в соответствии с ее
настроением, подражая взрослым, чутко и эмоционально реагирует на изменение громкости,
темпа и ритма музыки. Обыгрывает музыкальные образы; ритмично двигается под
аккомпанемент, топает, хлопает; внимательно слушает музыку, отвечает на простые вопросы по
содержанию музыкального произведения. Инициирует разные виды музыкальной деятельности,
стремится к самостоятельности в выполнении, гордится результатами, стремится их
демонстрировать взрослым.
Гр. «Кнопочки», «Ладушки»
Ребенок узнает знакомые мелодии, проявляет интерес к разным видам музыкальной
деятельности, стремится участвовать в ней, действует под музыку в соответствии с ее
настроением, подражая взрослым; ритмично двигается под аккомпанемент, топает, хлопает;
внимательно слушает музыку, отвечает на простые вопросы по содержанию музыкального
произведения. Придумывает движения под музыку, с удовольствием самостоятельно
импровизирует.
взаимодействия с взрослыми; условия для взаимодействия с другими детьми.
II. Содержательный раздел Программы.
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с
направлением «Музыкальная деятельность»
В основу рабочей Программы положен полихудожественный подход, основанный на
интеграции разных видов музыкальной деятельности: исполнительство; ритмика; музыкальнотеатрализованная деятельность; терапевтические методики, что способствует сохранению
целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное восприятие
на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей. Рабочая программа состоит
из 5 разделов, рассчитана на 2 года обучения:
1 год – «Крохи» с 1,5 до 2 лет;
2 год – «Кнопочки» «Ладушки» с 2 до 3 лет;
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах
музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально –
образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые
4
перечислены в списке литературы. Репертуар - является вариативным компонентом программы
и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации
коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей
Возрастные особенности детей
Особенностью
рабочей Программы по музыкальному воспитанию и развитию
дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой,
музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Реализация рабочей Программы осуществляется через регламентированную и
нерегламентированную формы обучения:
- различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические, авторские);
- самостоятельная досуговая деятельность (не регламентированная деятельность).
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное
сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить
активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества,
дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет
качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны
педагога-музыканта и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы
проводится пошаговый контроль, обладающий обучающим эффектом. Занятия проводятся 2
раза в неделю в соответствии с требованиями СанПина.
Группа
Возраст
с 2 до 3 лет
с 2 до 3 лет
с 1,5 до 2 лет
«Ладушки»
«Кнопочки»
«Крохи»
Длительность занятия (минут)
7-10
7-10
7-10
Вид
деятельности
1
2
3
4
Слушание
Пение
Музыкальноритмические движения
Игра на детских музык.
инструментах
ИТОГО
2,4
4,8
3,6
3,6
7,2
4,8
24
48
30
1,2
2,4
18
12
18
120
ИТОГ
Возрастная
группа
2-3 л.
№
1,5 -2 л
Учебно-тематический план программы
Содержание направления «Музыкальная деятельность» направлено на развитие музыкальных
способностей детей; на формирование певческих навыков и умений; на развитие чувства
ритма; на развитие координации музыкального мышления и двигательных функций
организма; на формирование способности к музыкально – игровому, танцевальному
творчеству дошкольников; приобщение их к мировой музыкальной культуре. А так же
способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально – художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Содержание педагогической работы «Музыкальное воспитание» обеспечивает развитие
музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству по
следующим направлениям:
5
Слушание – приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно –
эстетического
вкуса. Обогащение
музыкальных впечатлений
детей.
Знакомство с
элементарными
музыкальными
понятиями: опера, концерт, симфонический оркестр,
музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры (балет, опера), профессии
(пианист, дирижёр, композитор, певица и певец, балерина, художник и др.). Знакомство с
творчеством композиторов и музыкантов, с мелодией Государственного гимна Российской
Федерации. Развитие навыков восприятия звуков по высоте в пределах квинты. Обогащение
впечатлений, формирование музыкального вкуса, развитие музыкальной памяти. Развитие
мышления, фантазии, памяти, слуха.
Пение – совершенствование певческого голоса, вокально – слуховой координации.
Закрепление практических навыков выразительного исполнения песен в пределах от до
первой октавы до ре второй октавы. Формирование умения брать дыхание и удерживать
его до конца фразы; развитие артикуляции (дикции). Закрепление умения петь
самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество – развитие умения самостоятельно придумывать мелодии,
используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать
мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни,
музыкальные песни и танцы.
Музыкально – ритмические движения – развитие навыков танцевальных движений,
умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером
музыки, передавая
в танце
эмоционально – образное
содержание. Знакомство
с
национальными плясками. Развитие танцевально – игрового творчества; формирование
навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании различных
песен, театральных постановок.
Музыкально – игровое и танцевальное творчество – развитие творческой активности
детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение,
танцевальные движения и т.п.) Совершенствование умения импровизировать под музыку
соответствующего характера. Закрепление умения придумывать движения, отражающее
содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Развитие
самостоятельности в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.
Формирование
музыкальных
способностей; поощрение
проявлений
активности
и
самостоятельности.
Игра на детских музыкальных инструментах – знакомство с музыкальными
произведениями в исполнении различных инструментов
и в оркестровой
обработке.
Совершенствование навыков игры на металлофоне, свирели, ударных инструментах, русских
народных музыкальных инструментах (трещотках, погремушках, треугольниках; умение
исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле).
2.2. Формы, способы, методы, средства реализации Программы:
НО музыкальная деятельность (фронтальная, комплексная, тематическая,
традиционная). Праздники, досуги, развлечения. Игровая музыкальная
деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально –
дидактические игры, игры с пением). Совместная деятельность
взрослых и детей. Вокально-хореографическая студия «Сударушка».
Образовательная Использование музыки: на утренней гимнастике и физкультурной
деятельности; интегрированная деятельность;
деятельность в
во время прогулки (в теплое время) в сюжетно-ролевых играх;
ходе режимных
перед дневным сном; при пробуждении. Подпевание взрослому, в
моментов
музыкально – дидактических играх. Эксперимент со звуками; игра в
оркестре, пение, танцевальные движения.
Самостоятельная Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в
группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек,
деятельность
театральных кукол, атрибутов для ряженья. Экспериментирование со
детей
Образовательная
деятельность
6
Взаимодействие
с семьями
звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты. Игры
в «праздники», «концерт». Слушание музыки.
Консультации для родителей. Родительские собрания. Индивидуальные
беседы. Совместные праздники, развлечения (участие родителей в
праздниках и подготовках к ним). Театрализованная деятельность
(совместные выступления
детей и родителей, совместные
театрализованные представления). Постоянное обновление информации
для родителей в музыкальных уголках.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
Музыкальное воспитание в МБДОУ осуществляется с учетом принципа интеграции
образовательных областей, их специфики и возможностей в соответствии с возрастными
особенностями детей. В основу организации образовательного процесса определен
комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью.
Интеграция с другими областями
Образовательная
область
«Социальнокоммуникативное
развитие»
Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном
искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование
гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу. Развитие свободного
общения о музыке с взрослыми и сверстниками; Формирование основ
безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах
музыкальной деятельности.
Образовательная Расширение музыкального кругозора детей; Сенсорное развитие;
область
Формирование целостной картины мира средствами музыкального
«Познавательное искусства, творчества.
развитие»
Образовательная Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений,
область «Речевое характеристики музыкальных произведений; Практическое овладение
развитие»
детьми нормами речи; Обогащение «образного словаря»
Образовательная
область
«Художественноэстетическое
развитие»
Развитие детского творчества; Приобщение к различным видам искусства;
Использование художественных произведений для обогащения содержания
музыкальных примеров; Закрепления результатов восприятия музыки.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности.
Образовательная
область
«Физическое
развитие»
Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической
деятельности; Использование музыкальных произведений в качестве
музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и
двигательной активности; Сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей; Формирование представлений о здоровом
образе жизни, релаксации.
Содержание Программы направлено на всестороннее развитие ребенка. Формирование
духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В
программе комплексно представлены все основные содержательные линии музыкального
воспитания и образования ребенка от 2-х лет и до школы.
7
Программа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании.
Музыкальное воспитание рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным
компонентам человеческой культуры. Главный критерий отбора программного материала –
его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых музыкальных
произведений (классической и народной культуры – как отечественной, так и зарубежной),
возможность развития музыкальных способностей ребенка на каждом этапе дошкольного
детства.
Содержание Программы обеспечивает осуществление образовательного процесса в
основных организационных моделях: совместная деятельность
взрослого и детей;
самостоятельная деятельность детей. Особенностью музыкального воспитания
является
обеспечение этнизации личности, то есть естественное вхождение ребенка в духовный мир
и традиционную жизнь своего народа, в культуру нации, как составляющую часть
человеческой культуры. В работе с детьми по музыкальному воспитанию используется
богатейший и живой материал по истории народа, его культуре, искусству, традициям,
обычаям, обрядам, праздникам.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
1. Методы и приемы, стимулирующие познавательные инициативы
Включение детей в интеллектуально и эмоционально значимую ситуацию, когда педагог
предлагает выбрать: портрет композитора, написавшего прослушанную музыку; танцевальный
элемент, соответствующий музыке; свой ритм игры на инструменте в ходе совместного
музицирования; небольшой мотив, завершающий мелодическую фразу и т. д.
2. Методы и приемы стимулирования самостоятельного творческого проявления
инициативы:
Педагог дает возможность детям самостоятельно провести некоторые элементы занятия
(пальчиковую гимнастику, физминутку, попевку и т.п.); перенос содержания занятия с детьми
на домашнее обсуждение с родителями, совместный поиск правильных решений или
выполнение практических заданий совместно с родителями.
3. Методы и приемы стимулирования инициатив детей, возникающие в ходе
осуществления деятельности: хоровые ответы и разрешенные подсказки. Слова-подсказки,
слова-секреты, слова-подарки, индивидуальная предварительная работа с детьми, заведомо
неуспешными, прием намеренной ошибки педагога, педагогическое внушение («Не бойся, мы
все тебе поможем»).
4. Методы и приемы стимулирования коллективных инициатив детей:
Создание соревновательной ситуации; создание нравственных ситуаций, требующих
проявления коллективной помощи; методы коллективного поиска истины.
5. Стимулирование самопознания и самоопределение детей: создание ситуаций
переживания и осмысления отношений людей (групповые разговоры с элементами дискуссии);
правила взаимопомощи; соблюдение очередности в игре.
2.5. Содержание коррекционной работы.
Для коррекционной работы с детьми с ОНР, осваивающими Программу совместно с
другими детьми в группах комбинированной направленности созданы необходимые условия,
обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, условий, в
максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также их
социальному развитию. Предметно – пространственная среда обеспечивает условия для
коррекции и компенсации недостатков развития детей с ОНР. Для этого в музыкальном зале
достаточно пространства для свободного передвижения детей, для развития различных видов
двигательной активности (ритмика, танцы). Имеются материалы и пособия для развития
крупной и мелкой моторики (детские музыкальные инструменты, султанчики, погремушки и
др.). Предметно пространственная среда обеспечивает эмоциональное благополучие детей и
комфортную работу педагога. Содержание коррекционной работы музыкального руководителя
8
направлено на обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей с ОНР и оказании
помощи детям этой категории в освоении Программы. С этой целью Программа
предусматривает:
1. Развитие чувства ритма и темпа речи.
2. Автоматизацию звуков при исполнении песен.
3. Расширение словарного запаса по лексическим темам.
4. Разучивание лого – ритмических распевок.
5. Использование артикуляционных и дыхательных упражнений.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
1. Осуществление индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи
детям с ОНР, с учётом особенностей психо – физического развития и индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – педагогической комиссии);
2. Возможность освоении детьми с ОНР Программы и их интеграции в образовательном
учреждении.
2.6. Взаимодействие с семьей.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Ведущие цели взаимодействия педагога-музыканта с семьей – создание необходимых
условий для развития ответственных и взаимоответственных отношений с семьями
воспитанников, обеспечивающих музыкальное развитие ребенка, повышение компетентности
родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Дни открытых дверей,
индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление
информационных стендов, организация детского творчества, приглашение родителей на
детские концерты и праздники, создание памяток. Лекции, проведение мастер-классов.
Совместная деятельность. Привлечение родителей к организации и участию в
праздниках ДОУ и районных мероприятиях, развлечениях, экскурсиях (музей, библиотека,
районный дом культуры), проектной деятельности.
Содержание направления работы с семьей. Информировать родителей об актуальных
задачах музыкального воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, знакомить с
лучшим опытом музыкального
воспитания дошкольниках в семье и МБДОУ,
демонстрирующим средства, формы и методы развития важных
качеств, воспитание
потребности в творческой активности. Подчеркивать роль взрослого в формирования
музыкальной культуры ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать
детям
культуру
поведения при
посещении концертов, спектаклей, общественных
мероприятий. Заинтересовывать родителей в развитии музыкальной деятельности детей,
обеспечивающей успешную социализацию. Создавать у родителей мотивацию к сохранению
традиционных культурных ценностей. Привлекать родителей к сотрудничеству проведению
праздников и подготовки к ним.
Формы сотрудничества с семьей. Индивидуальные: беседа, консультация.
Информационно – наглядные: материалы на стендах. Папки-передвижки: познавательные.
Досуговые: совместные праздники, участие в
праздниках, экскурсиях. Коллективные:
родительские собрания, тематические консультации. Наглядно-информационные: дни
открытых дверей, просмотры образовательных модулей, выпуск газеты. Совместное создание
предметно-развивающей среды.
Индивидуальная деятельность (далее - зона ближайшего развития ребенка) через
создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов
деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского
творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства; оценку индивидуального развития детей; взаимодействие с родителями
9
(законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного
вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
Семейный театр. На протяжении всей истории общественного дошкольного воспитания
театральная деятельность развивалась без учета семейного опыта. Развитие партнерских
отношений с семьей открывает новые возможности для развития театрализованной
деятельности детей и взрослых в форме семейного театра.
III. Организационный раздел Программы.
Программа включает: требования к психолого – педагогическим, материально –
техническим условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно –
пространственной среде. Условия реализации программы обеспечивают полноценное развитие
личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально –
коммуникативного,
познавательного,
речевого,
художественно – эстетического
и
физического развития личности на фоне их эмоционального благополучия.
3.1. Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы обеспечены следующие психолого педагогические условия:
1.Образовательная деятельность: праздники и развлечения; работа в студиях.
2.Образовательнапя деятельность в ходе режимных моментов: музыкальная деятельность
на прогулке; индивидуальная работа с детьми.
3.Самостоятельная деятельность детей: музыкальные игры и упражнения.
4.Взаимодействие с семьями.
Расписание образовательной деятельности по направлению «Музыкальная деятельность»
Группа/дни
недели
Крохи
Понедельник
Вторник
Среда
08.50-09.00
Четверг
Пятница
08.50-09.00
08.50-09.00
Кнопочки
Ладушки
09.00-09.10
08.30-08.40
Время
(мин.)
7-10
09.00-09.10
08.30-08.40
09.00-09.10
08.30-08.40
7-10
7-10
Культурно - досуговая деятельность.
Развитие культурно – досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет
обеспечить каждому ребёнку отдых (пассивный, активный), эмоциональное благополучие,
способствует формированию умения занимать себя.
Традиционные развлечения, праздники, участие в мероприятиях.
Месяц
Название
Возрастная группа
мероприятия
«Кнопочки», «Ладушки»
Сентябрь «День знаний»
развлечение
10
Октябрь
Осенние развлечения
«День Матери»
Новогодние праздники
«Зимние забавы»
Праздники и
развлечения,
посвященные «Дню
защитника Отечества»
Праздники,
развлечения
посвященные
«Международному
женскому дню»
«Кнопочки», «Ладушки»
«Кнопочки», «Ладушки»
Все возрастные группы
Все возрастные группы
«Кнопочки», «Ладушки»
Апрель
«День космонавтиков»
«Кнопочки», «Ладушки»
Май
«День Победы»
музыкально –
развлечение
«Выпускной бал»
Все возрастные группы
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
«Кнопочки», «Ладушки»
«Кнопочки», «Ладушки»
3.2. Особенности организации предметно - пространственной среды для
обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей в детском саду создана
благоприятная обстановка. Музыкальный зал детского сада, оборудован таким образом, чтобы
дети чувствовали себя комфортно и свободно. Комфортность среды дополнена особенным
оформлением для каждого мероприятия, праздника, которое положительно влияет на ребенка,
вызывая эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциональной среде
способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги.
Музыкальный руководитель обеспечивает возможность заниматься пением, танцами,
аккомпанируя детям на инструменте (фортепиано, баян) или средствами ИКТ (фонограмма).
Совместная организованная деятельность, наличие театральных костюмов позволяет детям
проявить себя в актёрском мастерстве.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию.
Программа включает: средства обучения (в том числе технические и информационные),
наглядные материалы, игровое и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить
игровую, познавательную и творческую активность всех категорий детей, двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх,
соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Доступность среды обеспечивает возможность для воспитанников, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья посещать музыкальный зал, где осуществляется
образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
11
3.3. Материально – технические условия реализации Программы.
Список методической литературы:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/
под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой/ М., «Мозаика — синтез» 2014
2. М.Б.3ацепина, Т.В.Антонова. Праздники и развлечения в детском саду. Москва, Мозаика Синтез, 2008г.
3. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. Музыкальные занятия в детском саду. Москва, Просвещение 1984г.
4. Е.П.Раевская. Музыкально - двигательные упражнения в детском саду. -Москва,
Просвещение, 1991 г.
5. Н.Ветлугина. Музыка в детском саду. Выпуск I. - Москва, Музыка 1967г.
6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
7. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.
Радынова О.П. Слушаем музыку – М., 1990.
8. Эстетическое воспитание в детском саду / Под. ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1985.
9. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н.
Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
10. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет / сост. Т.Н.
Орлова, С.И. Бекина. – М., 1987.
11. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет / сост. Т.Н.
Орлова, С.И. Бекина. – М., 1988.
Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и
др. – М., 1981.
Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5 – 6 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и
др. – М., 1983.
Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6 – 7 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и
др. – М., 1984.
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.,
1990.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
Музыка в детском саду. Первая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и
др. – М., 1990.
Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и
др. – М., 1989.
Музыка в детском саду. Средняя группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др. – М.,
1987.
1. Музыка в детском саду. Старшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др.
– М., 1986.
2. Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа. Песни, игры, пьесы / сост.
Ветлугина Н.А. и др. – М., 1985.
3. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры,
упражнения /авт.-сост. О.Н.Арсеневская. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
4. Прощание с детским садом: сценарии выпускных утренников и развлечений для
дошкольников / авт.-сост. О.П.Власенко. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013.
Учебно – наглядные материалы:
Иллюстрации портретов русских и зарубежных композиторов.
Наглядно - иллюстративный материал: сюжетные картины; пейзажи (времена года).
12
Картотека предметных картинок: «Музыкальные инструменты», «Музыкальная
мозаика»
Картотека музыкальных игр: «Дидактические игры» (на развитие музыкального
слуха, памяти, внимания), «Хороводные игры для дошкольников», « Подвижные
игры с детьми с 2 до 4 лет», «Узнай псенку» (мнемотехника).
Музыкальные инструменты: бубны, ксилофоны, барабаны, погремушки, трещотки,
ложки, колокольчики, металлофоны, дудочки, бубенцы, маракасы, свистульки,
бесструнные балалайки, калатушки.
Мягкие игрушки, куклы, куклы би-ба-бо.
Атрибуты к танцам и играм: разноцветные косынки, шарфы, платочки, флажки,
платочки, ленты; различные цветные султанчики, искусственные цветы, осенние
листочки, снежки, кокошники, лошадки-палочки, фонарики новогодние и т п.
Костюмы, маски-шапочки животных к пляскам, инсценировкам.
Национальные костюмы, костюмы к тематическим праздникам.
Богатый музыкальный аудио, видео материал для игр, танцев, релаксации.
Ноутбук, колонки, караоке, музыкальный центр, синтезатор, баян, фортепиано,
синтезатор.
Мультимедийное устройство для показа презентаций.
13
Приложение 1.
Комплексно – тематическое планирование.
Первая младшая группа
Основные цели и задачи
реализации образовательной области «Музыка».
Цель: Воспитывать интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость, желание слушать музыку и проявлять себя во всех доступных
видах музыкальной деятельности.
Задачи:
- формировать навык внимательного слушания музыки, прививать интерес к её содержанию.
- вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню.
- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
- вызывать желание двигаться под веселую живую музыку.
- прививать интерес к хакасским народным мелодиям оживлённого веселого характера (инструментальные танцевальные мелодии).
Региональный компонент будет реализовываться в каждом квартале на нескольких занятиях (4 - 5) в таких видах деятельности как
слушание, музыкально - ритмические движения и игра.
Содержание программы:
I Раздел «Слушание»
Требования к знаниям и умениям:
- формировать навык внимательного слушания спокойных и бодрых песен, музыкальных пьес разного характера, понимать и эмоционально
реагировать на содержание (о чем, и о ком поется);
- учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепиано, металлофона).
II Раздел «Пение, песенное творчество»
Требования к знаниям и умениям:
- побуждать детей к активному подпеванию и пению, вызывать интерес к содержанию песни и стремление выслушивать её;
- развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем);
- постепенно приучать ребенка к сольному пению.
14
III Раздел «Музыкально - ритмические движения»
Требования к знаниям и умениям:
- формировать навыки эмоционального, выразительного движения под веселую ритмичную музыку, способность воспринимать и
воспроизводить движения, показываемые взрослым: хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук,
кружиться на одном месте, легко бегать, подпрыгивать.
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года дети данного возраста должны:
- знать и называть детские музыкальные инструменты: погремушка, бубен;
- иметь представление о высоте звуков (высокий - «поют птички», низкий - «ходит мишка»);
- уметь подпевать вместе с воспитателем музыкальные фразы в песне, звукоподражания домашних животных и птиц, окончание
музыкальных фраз;
- двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки;
- выполнять элементарные танцевальные движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Комплексно – тематическое планирование.
15
«Крохи»
Основные цели и задачи
реализации образовательной области «Музыка».
Цель: Воспитывать интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость, желание слушать музыку и проявлять себя во всех доступных
видах музыкальной деятельности.
Задачи:
- формировать навык внимательного слушания музыки, прививать интерес к её содержанию.
- вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню.
- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
- вызывать желание двигаться под веселую живую музыку.
- прививать интерес к хакасским народным мелодиям оживлённого веселого характера (инструментальные танцевальные мелодии).
Региональный компонент будет реализовываться в каждом квартале на нескольких занятиях (4 - 5) в таких видах деятельности как
слушание, музыкально - ритмические движения и игра.
Содержание программы:
I Раздел «Слушание»
Требования к знаниям и умениям:
- формировать навык внимательного слушания спокойных и бодрых песен, музыкальных пьес разного характера, понимать и эмоционально
реагировать на содержание (о чем, и о ком поется);
- учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепиано, металлофона).
II Раздел «Пение, песенное творчество»
Требования к знаниям и умениям:
- побуждать детей к активному подпеванию и пению, вызывать интерес к содержанию песни и стремление выслушивать её;
- развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем);
- постепенно приучать ребенка к сольному пению.
III Раздел «Музыкально - ритмические движения»
Требования к знаниям и умениям:
16
- формировать навыки эмоционального, выразительного движения под веселую ритмичную музыку, способность воспринимать и
воспроизводить движения, показываемые взрослым: хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук,
кружиться на одном месте, легко бегать, подпрыгивать.
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года дети данного возраста должны:
- знать и называть детские музыкальные инструменты: погремушка, бубен;
- иметь представление о высоте звуков (высокий - «поют птички», низкий - «ходит мишка»);
- уметь подпевать вместе с воспитателем музыкальные фразы в песне, звукоподражания домашних животных и птиц, окончание
музыкальных фраз;
- двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки;
- выполнять элементарные танцевальные движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности
17
Квартал
Базовый компонент
Компонент ДОУ
I
квартал
Слушание:
Создавать условия
для внимательного
слушания муз.пьесы и
песни различного
характера,
эмоционально
реагировать на
содержание
произведений
Сентябрь
Слушание: Слушать муз. произведения не отвлекаясь, до конца. Понимать
эмоциональное содержание пьес и песен и реагировать на исполнение педагогом.
Репертуар: Лошадка муз.Е.Тиличеевой, сл.Н.Френкель. Птички муз.Г.Фрида. .
Пение: Формировать навыки подпевания и пения, активизировать стремление
внимательно вслушиваться в песню.
Репертуар: Вот какие мы большие муз.Е.Тиличеевой, сл.Н.Френкель.
Да-да-да муз.Е.Тиличеевой, сл.Ю.Островского.
Музыкально-ритмические движения: Формировать умение двигаться «стайкой» за
педагогом, передавать ритм ходьбы (спокойной, бега). Выполнять плясовые движения.
Репертуар: Марш и бег муз.Е.Тиличеевой, сл.Н.Френкель. Юрочка (пляска) бел.нар.мел.
обр.Ан.Александрова. Бубен (игра) рус.нар.мел. сл.Е.Макшанцевой.
Октябрь
Слушание: Познакомится с инструментальной пьесой изобразительного характера,
Слушать песню ласкового хар-ра, подпевать звукоподражания.
Репертуар: Осенью муз.С.Майкапара. Кошка муз.Ан.Александрова, сл.Н.Френкель.
Пение: Понимать о чём поется в песне воспринимая выразительное пение педагога, на
муз.вступление прищелкивать языком (звукоподражание), учится тянуть звуки при
пении (подпевании).
Репертуар: Да-да-да муз.Е.Тиличеевой, сл.Ю.Островского. Колыбельная (Баю)
муз.М.Раухвергера.
Музыкально-ритмические движения: Передавать разный характер музыки образноигровыми движениями, осваивать игровые действия.
Репертуар: Погуляем муз.М.Раухвергера. Погремушка попляши муз.И.Арсеева,
сл.И.Черницкой. Дождик (игра) муз. и сл.Е.Макшанцевой.
Ноябрь
Слушание: Слушать песню подвижного характера, выполнять движения по тексту
песни.
Репертуар: Ладушки-ладошки муз.М.Иорданского, сл.О.Высотской.
Кошечка (к игре «Кошка и котята») муз.В.Витлина, сл.Н.Найденовой.
Пение: Познакомить с песнями весёлого, ласкового характера, отмечать их характер
Пение: Вызывать
активность детей при
подпевании,
формировать умение
подпевать совместно
с воспитателем и муз.
руководит.
Музыкальноритмические
движения:
Способствовать
развитию
эмоциональности и
образности
восприятия музыки
через движения.
Формировать
способность
Региональный
компонент
Певучая
пляска
рус.нар.мел.
обр.Е.Тиличеевой
Зайка
рус.нар.мелодия.
Обр.Ан.Александр
ова.
Дождик
рус.нар.песня
Певучая
пляска
18
II
квартал
воспринимать и
воспроизводить
движения
показываемые
взрослым (хлопки,
повороты кистей рук,
ходьба и т.д.)
движениями. Подстраиваться к голосу педагога.
Репертуар: Кошка муз.Ан.Александрова, сл.Н.Френкель. Ёлочка муз.Е.Тиличеевой.
Музыкально-ритмические движения: Выполнять по тексту песни соответствующие
движения с предметом, продолжать развивать образное восприятие в игровых
действиях.
Репертуар Ладушки (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», музыка Н. РимскогоКорсакова) Догони зайчика муз.Е Тиличеевой, сл. Ю.Островского (игра) Упражнение
с султанчиками муз.И.Арсеева, Фонарики муз.Р.Рустамова.
Слушание:
Продолжать
способствовать
развиванию умения
внимательно слушать
музыкальные
произведения.
Формировать
осознанное
восприятие музыки,
воспринимать
простые двухчастные
формы музыки.
Декабрь
Слушание: Воспринимать инструментальную музыку, её эмоционально образное
содержание, понимать о чём «рассказала» музыка.
Репертуар: Зима муз.П.Чайковского. Зимнее утро муз.П.Чайковского.
Пение: Подпевать концы фраз, повторяющиеся интонации одновременно, вместе
начинать и заканчивать пение, хлопая в ладоши. Слушать музыкальное
сопровождение, вступление и окончание фраз.
Репертуар: Дед Мороз муз.А.Филиппенко, сл..Т.Волгиной. Елка муз.Т.Попатенко,
сл.Н.Найденовой.
Музыкально-ритмические движения: Выполнять движения в характере музыки,
эмоционально раскрывать игровой образ в движениях, осознанно воспринимать
сюжет музыкальных игр, прислушиваясь к выразительным средствам музыки.
Репертуар: Догони нас мишка (игра) муз.Е.Тиличеевой. Зайчики и лисичка (игровая
композиция) муз.Г.Финаровского, сл.В.Антоновой. Танец с колокольчиком
муз.А.Спадавеккиа (Добрый жук) Фонарики муз.Р.Рустамова
Январь
Слушание: Учить различать звуки по высоте и тембру звучания. Отмечать смену
характера музыки (хлопками, различными движениями рук).
Репертуар: Петрушка муз.Р.Рустамова, сл.Ю.Островского. Птица и птенчики
муз.Е.Тиличеевой.
Пение: Формировать
умение подпевать
фразы в пение
совместно с
воспитателем.
Развивать навык
рус.нар.мел.
обр.Е.Тиличеевой
Пальчики
пляшут
муз.Ан.Алексан
дрова.
«Заинька».
«Первый
снежок» по
выбору)
рус.нар.муз.
Новогодний
праздник.
19
коллективного,
ансамблевого пения,
произношения слова
на распев.
Музыкальноритмические
движения:
Воспроизводить
элементарные
танцевальные
движения:
притопывания ногой,
полуприседания,
кружения, повороты
кистей рук. Учить
начинать движение с
началом музыки и
заканчивать с её
окончанием.
III
квартал
Слушание:
Побуждать детей
вслушиваться в слова
и мелодию песни,
музыкальный
аккомпанемент,
развивая мышление
Пение: Формировать навык пения нараспев, при исполнении соединяя слоги,
подпевать повторяющиеся интонации, концы фраз, подстраиваясь к голосу педагога.
Репертуар: Зима муз.В.Карасевой, сл.Н.Френкел. Машенька – Маша сл. и мелодия
С.Невельштейн, обр.В.Герчик.
Музыкально-ритмические движения:
Развивать навыки элементарных танцевальных движений, выполнять действия
одновременно с началом и окончанием музыки. Выполнять движения с предметами.
Репертуар: Пляска с платочком муз.Е.Тиличеевой. Стукалка укр.нар.мел. Догонялки
муз..Н.Александровой.
Февраль
Слушание: Эмоционально откликаться на контрастные произведения, отмечая их
характер движениями. Узнавать знакомые песни и пьесы в исполнении педагога и в
записи.
Репертуар: Гопачок укр.нар.муз обр.М.Раухвергера. Ты мама моя муз.М.Скребковой.
сл.М.Ивенсен.
Пение: Развивать навыки коллективного музицирования, начинать пение после
вступления, прислушиваться к пению друг друга, стараться отчётливо произносить
слова.
Репертуар: Собачка муз.М.Раухвергера, сл.Н.Комиссаровой. Кто нас крепко любит? муз.
и сл. И.Арсеева.
Музыкально-ритмические движения:
Учить слушать начало и окончание фразы, музыкального произведения, и в
соответствии с музыкой выполнять движения; менять движение со сменой характера
музыки по показу педагога.
Репертуар: Кошка и котята (игра) муз.В.Витлина, сл.Н.Найденовой. Мы идем
муз.Р.Рустамова, сл.Ю.Островского. Козлятки укр.нар.мел, сл.Е.Макшанцевой. Пляска с
лентой
укр.нар.мел.
Март
Слушание: Учить вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих
художественно - музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.
Знакомится с детскими музыкальными инструментами (металлофон, колокольчик,
бубен).
Репертуар: Маму поздравляют малыши муз.Т.Попатенко, сл.Л.Мироновой.
«Плясовая»
рус.нар.мел.
«Прогулка в
лес»
муз.В.Витлина,
текст
И.Дзержинской.
Игра с мишкой
Ладушки
20
ребенка. При
восприятии музыки
вызывать активность
детей, которая
проявляется в
узнавании
музыкальных
произведений.
Пение:
Активизировать
успешных детей к
сольному пению.
Продолжать
развивать
коллективное,
ансамблевое пение,
формировать навыки
чистого
интонирования без
напряжения в голосе,
дикционные навыки –
четкой активной
артикуляции.
Музыкальноритмические
движения:
Способствовать
развитию умения
передавать в
движении игровые
образы: «птичка
летает», «зайка
Ай - да обр.Р.Рустамова. Кукла шагает и бегает муз.Е.Тиличеевой, сл.Ю.Островского.
Пение: Развивать навык пения на распев, чистого интонирования с голоса педагога.
Вызывать желание у детей петь сольно или подгруппой. Воспитывать у детей умение
прислушиваться к пению своего «соседа» (друг друга).
Репертуар: Бобик муз.Т.Попатенко, сл.Е.Авдиенко. Колыбельная муз.М.Красева.
Музыкально-ритмические движения:
Учить детей выполнять движения после музыкального вступления, настраиваясь на
образ. Развивать навык синхронного, одновременного выполнения движений.
Формировать умение двигаться в паре.
Репертуар: Пляска с лентой укр.нар.мел. Приседай эст.нар.мел. обр.А.Роомере,
сл.Ю.Энтина.
Апрель
Слушание: Активизировать детей к восприятию знакомых музыкальных
произведений, вызывая положительные эмоции. Развивать память, воображение,
музыкально сенсорные способности. Формировать умение у детей соотносить
музыку с той или иной иллюстрацией, игрушкой.
Репертуар: Медвежонок грустный и весёлый муз. и сл.В.Николаева.
Весною муз.С.Майкапара. Утро муз.Э.Грига.
Пение: Развивать навык согласованного пения в сопровождении музыкального
аккомпанемента и пения педагога. Учить выслушивать музыкальное вступление, а
после начинать петь.
Репертуар: Птичка муз.Т.Попатенко, сл.Н.Найденовой. Цыплята муз.А.Филиппенко,
сл.Т.Волгиной.
Музыкально-ритмические движения: Совершенствовать маршевую ходьбу, на
носочках, с низким и высоким подъёмом ноги, лёгкий бег, прямой галоп. В паре
формировать умение эмоционально откликаться на действия партнёра, соотносить
движения с музыкой.
Репертуар: Приседай эст.нар.мел. обр.А.Роомере, сл.Ю.Энтина. Скачут лошадки
муз.Н.Потоловского. Пляска с куклами нар. мел. Трамвай (игра) муз. и
сл.Е.Макшанцевой.
Май
Слушание: Развивать способность воспринимать рассказы
с музыкальными
иллюстрациями на основе новых и знакомых произведений. Активизировать
рус.нар.мел.
Прятки (игра)
рус.нар.мел.
обр.Р.Рустамова
Воротики
(игра)
рус.нар.мел,
Обр.Р.Рустамова.
Маленький
хоровод
рус.нар.мел.
обр.М.Раухвергера
21
IV
квартал
прыгает», «мишка
идёт», и т.д.
Совершенствовать
ритмичность
движений под
музыку: ходить и
бегать под музыку (на
носках, тихо; высоко
и низко поднимая
ноги; прямым
галопом). Выполнять
плясовые движения в
кругу, врассыпную,
менять движения с
изменением характера
музыки или
содержания песни.
Слушание:
Активизировать
самостоятельную
игровую деятельность
детей в музыкальных
играх и
инсценировках.
Развивать интерес к
инструментальной и
вокальной музыке.
Совершенствовать
все знания, умения и
навыки, полученные
за год.
Пение: Включать
знакомые песни в
различные формы
музыкальную память и творчество детей.
Репертуар: Весною муз.С.Майкапара. Птички муз.Г.Фрида. Утро муз.Э.Грига. Лошадка
муз.Е.Тиличеевой, сл.Н.Френкель.
Пение: Учить передавать в пении характер музыки: в четком произношении, пении на
распев, используя динамические оттенки. Следить за тем чтобы пение не переходило
в крик. Повторять знакомые, полюбившиеся песни.
Репертуар: Собачка муз.М.Раухвергера, сл.Н.Комиссаровой. Кошка муз.Ан.Александрова,
сл.Н.Френкель. Птичка муз.Т.Попатенко, сл.Н.Найденовой. Цыплята муз.А.Филиппенко,
сл.Т.Волгиной.
Музыкально-ритмические движения:
Развивать и совершенствовать навык ритмичного движения под музыку. Побуждать
детей участвовать в музыкальных инсценировках, проявлять себя в игровой
деятельности.
Репертуар: Пляска с куклами нар. мел. Прилетела птичка (игра) муз.Е.Тиличеевой.
Догони зайчика (игра) муз.Е.Тиличеева, сл.Ю.Островского.
Июнь
Слушание: Вызывать положительные эмоции в связи с прослушиванием знакомых
музыкальных произведений и песен. Учить проговаривать название и характер песни,
пьесы.
Репертуар: Кукла шагает и бегает муз.Е.Тиличеевой, сл.Ю.Островского.
Петрушка муз.Р.Рустамова, сл.Ю.Островского
Пение: Совершенствовать и развивать умения и вокальные навыки, полученные за
год. Побуждать детей к сольному пению.
Репертуар: Белые гуси муз.М.Красева, сл.М.Клоковой. Спи мой мишка
муз.Е.Тиличеевой, сл.Ю.Островского. Лошадка муз.Е.Тиличеевой, сл.Н.Френкель.
Музыкально-ритмические движения:
Продолжать развивать навыки ритмичного движения под музыку, совершенствовать
знакомые танцевальные движения. Повторять полюбившиеся пляски и хороводы,
освоенные за год.
Репертуар: Маленький хоровод рус.нар.мел. обр.М.Раухвергера. Мяч муз.Р.Рустамова,
сл.Ю.Островского. Стукалка укр.нар.мел. обр.Р.Леденева.
Июль
Зайка
рус.нар.мелодия.
Обр.Ан.Александр
ова.
22
работы с детьми с
целью создания
песенного репертуара.
Развивать умение
узнавать
полюбившиеся песни,
как в целом, так и в
разных частях: по
вступлению, куплету,
припеву.
Музыкальноритмические
движения:
Способствовать
развитию музыкально
– эмоциональной
активности в
повседневной жизни
детей используя
знакомый
музыкальный
материал.
Слушание: На основе знакомых песен, пьес продолжать знакомить детей со
звучанием детских музыкальных инструментов. Учить различать регистровые
звучания фортепиано и баяна.
Репертуар: Птица и птенчики муз.Е.Тиличеевой. Воробушки муз.В.Николаева.
(А.Руббах.)
Медведь муз.В.Николаева.
Пение: Развивать и совершенствовать певческие умения и навыки в музыкальноигровой деятельности.
Репертуар: Заинька пушистый муз. и сл.Е.А.Гомонова. Весёлая дудочка муз.М.Красева,
сл.Н.Френкель.
Музыкально-ритмические движения:
Учить передавать характер музыки в движении, отличать сменой танцевальных
движений двухчастную форму музыки.
Репертуар: Стукалка укр.нар.мел. обр.Р.Леденева. Жуки венг.нар.мел. обр.Л.Вешкарева.
Веселые ладошки муз.Н.Соколовой. Козлятки укр.нар.мел, сл.Е.Макшанцевой.
Август
Слушание: Развивать восприятие музыки через музыкально – дидактический
материал.
Репертуар: Серенькая кошечка муз.В.Витлина, сл.Н.Найденовой.
Грибок муз.М.Раухвергера, сл.О.Высотской.
Пение: Через музыкально-дидактические игры развивать звуковысотный слух,
чистоту интонирования, навыки слаженного, ансамблевого пения.
Репертуар: Мама и детки (дид. игра) Вот так хорошо! муз.Т.Попатенко,
сл.О.Высотской. Машины муз.Ю.Чичкова, сл.Л.Мироновой.
Музыкально-ритмические движения:
Развивать умение согласовывать движения с характером музыки в плясках, играх.
Репертуар: Веселые ладошки муз.Н.Соколовой. Ходим – бегаем (игра) муз.Е.Тиличеева,
сл.Н.Френкель. Птички летают (игра) муз.Л.Банникова.
Сорока –
сорока (игра)
рус.нар.мел.
обр.Т.Попатенко
.
Игры-забавы
Из-под дуба
рус. нар. плясовая
мелодия.
Группа «Ладушки», «Кнопочки»
23
Основные цели и задачи
реализации образовательной области «Музыка».
Цель: Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Задачи:
1. Воспитывать отзывчивость на музыку разного характера, желание слушать её, замечать изменения в звучании.
2. Различать звуки по высоте (в пределах октавы), тембр 2-3 музыкальных инструментов, передавать разный ритм (шаг и бег).
3. Формировать протяжность звучания, навык коллективного пения.
4. Развивать согласованность движений с музыкой на основе освоения детьми несложных гимнастических, танцевальных, образных
движений.
Содержание программы:
I Раздел «Слушание»
Требования к знаниям и умениям:
- приобщать детей к народной и классической музыке;
- познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем;
- формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку;
- приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении;
- развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы, септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии
громко, тихо);
- совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек,
шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
II Раздел «Пение, песенное творчество»
Требования к знаниям и умениям:
- учить выразительному пению;
- способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно
произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);
- развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ляля»;
- формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
III Раздел «Музыкально - ритмические движения»
24
Требования к знаниям и умениям:
- формировать умение двигаться в соответствии с двух частной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на
начало звучания музыки и ее окончание;
- развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку;
- улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать переменно двумя ногами и одной ногой;
- развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру
музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них;
- способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка,
бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т.д.
IV Раздел «Музыкально - игровое и танцевальное творчество»
Требования к знаниям и умениям:
- стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии;
- формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.
V Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Требования к знаниям и умениям:
- знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой,
барабаном, а также их звучанием;
- формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года дети данного возраста должны:
1. Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
2. Замечать изменения в звучании (тихо - громко).
3. Петь, не отставая и не опережая друг друга.
4. Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами
(флажки, листочки, платочки и т.п.).
5. Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Квартал
Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности 1
Базовый компонент
Компонент ДОУ
Региональный
компонент
25
I
квартал
Слушание: Способствовать
восприятию внимательно,
слушать музыкальное
произведение: не отвлекаться и
не отвлекать других,
дослушивать произведение до
конца. Учить чувствовать
характер музыки, эмоционально
реагируя на неё.
Пение, песенное творчество:
Создать условия для обучения
детей петь без напряжения, в
одном темпе со всеми,
передавать характер песни
(весело, протяжно, ласково,
напевно).
Музыкально- ритмические
Движения и игровое
творчество: Формировать
навыки ритмичного движения
под музыку в соответствии с
двухчастной формой музыки и
силе её звучания (тихо-громко).
Совершенствовать навыки
основных движений (ходьба и
бег)
Сентябрь: Воспринимать музыкальные произведения различного характера,
различать эмоциональное содержание.
Репертуар: Грустный дождик,
Вальс муз.Д.Кабалевского.
Октябрь: Учиться рассказывать о содержании песни.
Репертуар: Листопад муз.Т.Попатенко, Плясовая рус.нар.мелод.
Ноябрь: Ознакомить с такими понятиями как музыкальное вступление,
окончание песни.
Репертуар: Зайчик муз.В.Николаева. Как у наших у ворот рус.нар.песня.
Сентябрь: Воспринимать песни различного характера, различать
музыкальное вступление.
Репертуар: Ладушки рус.нар. прибаутка (попевка), Дождик рус.нар.песня.
Октябрь: Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения;
правильно передавать мелодию в пределах ре – си.
Репертуар: Колыбельная муз.Е Тиличеевой, сл. Н Найденовой (попевка),
Осенью укр.нар.мелод, обр. Н.Метлова, сл. Н.Плакиды. Золотые листики
Вихаревой.
Ноябрь: Учить детей вместе начинать и заканчивать песню; слышать
вступление.
Репертуар: Ладушки рус.нар. прибаутка (попевка), Маме песенку пою муз.Т
Попатенко, сл. Е Авдиенко муз.Е Тиличеевой
Зима муз.Красевой, сл.Н.Френкель,
Сентябрь: Учить воспринимать характер звучащего произведения и
передавать его в движении.
Репертуар: Ладушки муз.Н.Римского-Корсакова, Танец с листочками
рус.нар.плясовая мелод, Солнышко и дождик муз.М.Раухвергера, сл.А.Барто.(игра)
Октябрь: Совершенствовать танцевальные движения: пружинка, притопы,
кружение и т.д.
Репертуар: Марш муз.Э.Парлова. Пальчики и ручки рус.нар.мелод.,
обр.М.Раухвергера. Жмурки с мишкой муз.Ф.Флотова. (игра).
Ноябрь: Различать музыку маршевую и плясовую.Репертуар: Кто хочет
побегать? Лит.нар.мелод., обр.Л.Вишкаревой. Пляска с султанчиками муз.Е
Тиличеевой муз. И сл.В.Антоновой. Где погремушки? муз. Ан.Александрова.(игра),
Плясовая
рус.нар.мелод.
Как у наших у
ворот
рус.нар.песня
Ладушки
рус.нар.
прибаутка
Дождик
рус.нар.песня
Пальчики и
ручки
рус.нар.мелод.
Танец с
листочками
рус.нар.плясовая
мелод
Прятки
26
II
квартал
Слушание: Способствовать
развитию умений чувствовать
характер музыки, различать
эмоциональное содержание
музыкальных произведений.
Узнавать сколько частей в
произведении. Высказывать
свои впечатления о музыке,
уметь говорить название песни,
пьесы, или о чём (о ком) поется
в песне.
Пение, песенное творчество:
Способствовать развитию
умения чисто и ясно
произносить слова песен. Учить
допевать мелодии колыбельных
песен на слог «баю-баю» и
весёлых мелодий на слог «ляля».
Прятки рус.нар.мелод. (игра)
Декабрь: Учить определять характер музыкального произведения (весёлый,
грустный, радостный, печальный).
Репертуар: Колыбельная муз.С.Разаренова, Елочка муз.М.Красева.
Январь: Пополнять словарный запас для определения характера
музыкального произведения.
Репертуар: Плакса, Злюка, Резвушка муз.Д.Кабалевского,.
Февраль: Учить высказывать впечатления о прослушанной музыке, при этом
произносить название пьесы, песни.
Репертуар: Солдатский марш муз. Р.Шумана, Мишка с куклой пляшут
полечку муз.М.Качурбиной.
Декабрь: Приучать детей петь одновременно, всем вместе.
Репертуар: Зайка рус. нар. песенка (попевка) ,
Ёлочка муз.Н. Бахутовой, сл.Н.Александровской
Снег-снежок муз.и сл.Л. Некрасовой
Январь: Учить стремиться к чёткому произношению слов песни.
Репертуар: Солнышко-ведрышко потешка (попевка), Самолет
муз.Е.Тиличеевой, сл. Н Найденовой Вот какая бабушка муз.Е.Тиличеевой, сл.
Шмаковой.
Февраль: Развивать эмоциональное пение. Учить правильной дикции,
артикуляции.
Репертуар: Как тебя зовут? (песенное творчество), Молодой солдат муз.В
Карасевой, сл.Н. Френкель Маме в день 8 марта муз.Е.Тиличеевой, сл.Ивенсен
Декабрь: Развивать умение двигаться в паре. Учить соблюдать дистанцию
Музыкально- ритмические
между парами в кругу.
Движения и игровое
творчество: Способствовать
Репертуар: Скачут лошадки муз.Т.Попатенко, Танец около елки
обучению детей держать
муз.Р.Равина, сл.П.Границыноой. Танец Хоровод рус.нар.мелодия. Заинька,
ровный круг, маршировать,
выходи муз. Е.Тиличеевой (игра)
бегать легко. Улучшать качество Январь: Учить двигаться под музыку ритмично, стимулировать стремление
исполнения танцевальных
творческой активности в выполнении танцевальных движений.
движений: притопывать
Репертуар: Шагаем как физкультурники муз.Т.Ломовой, Танец зайчиков
попеременно двумя ногами и
рус.нар.мелодия, Танец с платочками рус.нар.мелодия, Игра с куклой
рус.нар.мелод.
Танец
зайчиков
рус.нар.мелодия
Танец с
платочками
рус.нар.мелодия
27
одной ногой. Развивать умение
кружиться в парах, выполнять
прямой галоп.
III
квартал
муз.В.Красевой.
Февраль: Развивать умение ориентироваться и двигаться в пространстве.
Репертуар: Топатушки муз.М.Раухвергера, Танец с куклами укр.нар.мелодия,
Маленький танец муз.Н.Александровй,
Ходит Ваня рус.нар.песня, обр.Н.Метлова (игра) .
Слушание: Создать условия для Март: Учить вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента,
знакомства с тремя
создающих художественно- музыкальный образ.
музыкальными жанрами:
Репертуар: Весною муз.С.Майкопара, Воробей Муз.А.Руббах
песней, танцем, маршем.
Апрель: Формировать музыкальные ассоциации с различными явлениями
Способствовать развитию
природы, образами животных и т.д.
умения слышать музыкально
Репертуар: Игра в лошадки муз.П.Чайковского, Марш муз.Д.Шостаковича.
выразительные средства
Май: Слушать пройденные музыкальные произведения по выбору педагога
музыки: динамику (тихо,
из раздела «слушание», узнавать о чём «рассказала» музыка.
громко), темп (медленно,
Репертуар: русская народная плясовая, Колыбельная Гречанинова.
быстро), Способствовать
развитию музыкальной памяти.
Март: Учить правильно формировать гласные, прививать навык плавного
Пение, песенное творчество:
Способствовать развитию
ведения звука.
способностей, передавать
Репертуар: Солнышко-ведрышко муз.В.Карасевой, сл.народные (попевка), Маме
характер песни (весело,
песенку пою муз.Т.Попатенко, сл.Е.Авдиенко. Зима прошла муз.Н.Метлова, сл.
протяжно, ласково, напевно).
М.Клоковой.
Формировать навыки
Апрель: Развивать умение замечать изменения в звучании, слышать смену
сочинительства весёлых и
музыкальных фраз.
грустных мелодий по образцу.
Репертуар: Солнышко-ведрышко муз.В.Карасевой, сл.народные (попевка), Баюбаю русская народ.муз.(попевка) , Машина муз.Т.Попатенко, сл.Н.Найденовой,
Цыплята муз.А.Филлипенко, сл.Т.Волгиной.
Май: Учить передавать в пении характер музыки: в четком произношении,
используя динамические оттенки. Следить за тем, чтобы пение не переходило
в крик. Повторять знакомые, полюбившиеся песни.
Репертуар: Баю-баю русская народ.муз.(попевка), Игра с лошадкой муз.И.Кишко,
сл.В.Кукловской, Веселый музыкант муз.А.Филлипенко, сл. Т.Волгиной.
Март: Самостоятельно определять и передавать в движении характер музыки,
Музыкально- ритмические
выполнять движения после музыкального вступления.
Движения и игровое
творчество: Способствовать
Репертуар: Птички летают муз.Л.Банниковой, Греет солнышко теплее
Ходит Ваня
рус.нар.песня
русская
народная
плясовая
Баю-баю
русская
народ.муз.
На
бабушкином
дворе
28
IV
квартал
развитию эмоциональнообразного исполнения
музыкально-игровых
упражнений, передачи
сказочных образов: идёт
медведь, крадётся кошка,
бегают мышата, скачет зайка,
ходит петушок, клюют
зёрнышки цыплята, летают
птички и др.
Слушание: Совершенствовать
умение различать звучание
музыкальных игрушек, детских
музыкальных инструментов
(музыкальный молоточек,
шарманка, погремушка,
барабан, бубен, металлофон).
Обогащать
музыкальные
впечатления детей,
совершенствовать все знания,
умения, навыки, полученные за
год.
Пение, песенное творчество:
Включать знакомые песни в
различные формы работы с
детьми с целью создания
песенного репертуара. Развивать
умение узнавать полюбившиеся
песни.
муз.Т.Вилькорейской, сл.О.Высотской, Игра с погремушками финская
народ.мелод. (игра).
Апрель: Активизировать детей к выразительному эмоционально-образному
исполнению музыкально-игровых упражнений, сценок.
Репертуар: Перекатывание мяча муз.Д.Шостаковича, Поссорилисьпомирились муз.Т.Вилькорейской, Заинька муз. А.Лядов(игра).
Май: Побуждать детей проявлять себя в игровой деятельности.
Репертуар: Бег с хлопками муз. Р.Шумана, На бабушкином дворе
рус.нар.мелодия-пляска, Игра с цветными флажками рус.нар.мелодия.
рус.нар.мелодияпляска
Июнь: Знакомить с различными музыкальными инструментами.
Репертуар: Дождик и радуга Николаева.
Июль: Обогащать словарный запас используемый в беседе о характере
музыкальных произведений.
Репертуар: Со вьюном я хожу рус.нар.песня.
Август: Совершенствовать все знания, умения, и навыки, полученные за год.
Развивать восприятие музыки через музыкально – дидактический материал.
Репертуар: Есть у солнышка друзья муз. Е.Тиличеевой.
Со вьюном я
хожу
рус.нар.песня
Июнь: Совершенствовать и развивать умения и певческие навыки,
полученные за год.
Репертуар: Дождик рус.нар.закличка (попевка), Мы умеем чисто мыться
муз.М.Иорданского,сл. О.Высотской.
Июль: Применять полученные за год умения и навыки в песенно-игровой
деятельности, инсценировках.
Репертуар: Дождик рус.нар.закличка (попевка), Я иду с цветами муз.
Е.Тиличеевой, сл. Л.Дымовой, Птичка муз.М.Раухвергера, сл.А.Барто.
Август: Продолжать развивать навыки пения в коллективе. Слушать пение
друг друга, подстраиваясь к общему звучанию хора.
Репертуар: Пришло лето Юдахиной, Черницкой. Песни по выбору детей и
Дождик
рус.нар.закличка
Игра с
цветными
флажками
рус.нар.мелодия
29
Музыкально- ритмические
Движения и игровое
творчество: Продолжать
формировать навыки
ориентировки в пространстве,
стимулировать самостоятельное
выполнение танцевальных
движений под плясовые
мелодии.
педагога. (выученные за год).
Июнь: Продолжать развивать навыки ритмичного движения под музыку,
совершенствовать знакомые танцевальные движения. Повторять
полюбившиеся пляски и хороводы, освоенные за год.
Репертуар: Жуки венг.нар.мел. обр.Л.Вишкарёва, Плясовая рус.нар.мел., Бубен
муз.М.Крсева (игра)
Июль: Способствовать улучшению качества исполнения танцевальных
движений в паре.
Создавать свободную игровую атмосферу, прививать желание красиво
двигаться под музыку.
Репертуар: Упражнение с цветами муз.А.Жилина. Парный танец
рус.нар.мелодия, Тихо-громко (игра).
Август: Способствовать проявлению элементов творчества в музыкальноигровой и танцевальной деятельности.
Репертуар: Марш и бег муз.Т.Ломовой. Веселый танец Левкодимовой, Игра с
лошадкой Кишко,Кукловской (игра).
Плясовая
рус.нар.мел.
Парный танец
рус.нар.мелодия
Утверждаю__________________
Заведующий МБОУ Белоярский
Детский сад «Тёма»
Г.В. Дзингель
«___» _____________
30
График работы музыкального руководителя
Ломовой Маргариты Юрьевны
День недели
понедельник
Время
07.45-08.00
08.00-08.30
08.30-09.10
09.10-09.40
09.40-10.00
10.00-10.30
10.30-11.00
11.00-11.21
Содержание работы
Работа с родителями
Подготовка к образовательной деятельности
Образовательная деятельность
Работа с методической литерат0урой
Индивидуальная деятельность с детьми
Работа с музыкальным репертуаром
Проектная деятельность
Обработка и дезинфекция игрушек (инструментов)
вторник
07.45-08.00
08.00-08.30
08.30-09.10
09.10-09.40
09.40-10.00
10.00-10.30
10.30-11.00
11.00-11.21
Работа с родителями
Подготовка к образовательной деятельности
Работа с со специалистами ,воспитателями. Изготовление
пособий и дидактического материала к образовательной
деятельности.
Индивидуальная работа с детьми.
Работа с музыкальным репертуаром
Обработка и дезинфекция игрушек (инструментов)
среда
07.45-08.00
08.00-08.30
08.30-09.10
09.10-09.40
09.40-10.00
10.00-10.30
10.30-11.00
11.00-11.21
Работа с родителями
Подготовка к образовательной деятельности
Образовательная деятельность
Работа с методической литературой
Индивидуальная деятельность с детьми
Работа с музыкальным репертуаром
Проектная деятельность
Обработка и дезинфекция игрушек (инструментов)
31
четверг
пятница
07.45-08.00
08.00-08.30
08.30-09.10
09.10-09.40
09.40-10.00
10.00-10.30
10.30-11.00
11.00-11.21
07.45-08.00
08.00-08.30
08.30-09.10
09.10-09.40
09.40-10.00
10.00-10.30
10.30-11.00
11.00-11.21
Работа с родителями
Подготовка к образовательной деятельности
Работа с со специалистами ,воспитателями. Изготовление
пособий и дидактического материала к образовательной
деятельности.
Индивидуальная работа с детьми.
Работа с музыкальным репертуаром
Обработка и дезинфекция игрушек (инструментов)
Работа с родителями
Подготовка к образовательной деятельности
Образовательная деятельность
Работа с методической литературой
Индивидуальная деятельность с детьми
Работа с музыкальным репертуаром
Проектная деятельность
Обработка и дезинфекция игрушек (инструментов)
32